Выставка выставок

Место встречи изменить нельзя

 
Международный форум выставочной индустрии «5pEXPO», организованный ТПП России и «Экспоцентром», собрал этим летом в Москве больше 200 компаний. Форум привлек внимание государственных министерств и ведомств, отраслевых союзов, администраций регионов, представителей бизнеса и науки. Участники крупнейшей выставки выставок обменялись мнениями о процессах, проблемах и путях развития выставочной индустрии, поделились новейшими разработками в этой сфере. Несомненно, «5pEXPO» дал новый толчок развитию выставочной индустрии.
Количество экспонентов этого статусного для всех выставочников мероприятия год от года растет. Если в 2012 году на «5pEXPO» было представлено 132 компании, то в этом – более 200. Растет и число посетителей форума: в прошлом году – 792 человека, в этом – более 1000. И это неудивительно. Ведь выставочный бизнес в России активно развивается. Более 100 российских выставок удостоены знаков Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI). Многие национальные выставочные бренды становятся все более и более привлекательными для зарубежных игроков российского рынка.

Вот уже много лет уверенно звучит аккорд из пяти главных составляющих успеха выставочной отрасли – «5P», давших название форуму, – Place (конгрессно-выставочные центры), Product (предложение выставочных услуг), Price (стоимость участия), Promotion (продвижение выставочных проектов) и Partnership (партнерство). Постепенно проект «вырастает» из своего формата, расширяя темы деловой программы и привлекая на свою площадку все новых и новых специалистов: «Сегодня форум превратился в место встречи не только для выставочников, но и деловых людей, представителей отраслевых ассоциаций, которые являются заказчиками выставочных услуг», – отметил в этом году генеральный директор ЗАО «Экспоцентр», председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров Сергей Беднов.

Partnership&Promotion: выставочный бизнес в фокусе интересов государства

Хочется верить, что выставочная сфера действительно находится в фокусе интересов государства. По крайней мере, круглый стол, состоявшийся накануне открытия форума в Совете Федерации, дает выставочникам надежду на плодотворное сотрудничество с властными структурами. На панельной дискуссии «5pEXPO», касающейся партнерства государства и отрасли, обсуждали разработку проекта закона о выставочно-ярмарочной деятельности; применения федеральной контрактной системы в выставочной сфере; развитии выставочно-ярмарочной деятельности в регионах.

В дискуссии приняли участие заместитель директора департамента внешнеэкономических отношений Министерства промышленности и торговли РФ Олег Евтушенко, директор департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ Игорь Коротин, президент российского союза выставок и ярмарок, председатель европейского отделения UFI Cергей Алексеев и другие представители отрасли.

Как отметил Сергей Беднов, каждый рубль, вложенный в выставку, приносит в бюджет

6 рублей дохода. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Росляк назвал ряд документов, формирующих систему отношений в выставочном бизнесе. Это – закон о контрактной системе в Российской Федерации, закон о промышленной политике, в котором будет отражена организация выставочно-ярмарочной деятельности как одного из инструментов продвижения новых продуктов и технологий, закон о стратегическом планировании в РФ. Программным же документом развития отрасли, по словам Юрия Росляка, должна стать концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

На панельной дискуссии также говорилось о развитии столицы как центра притяжения для всей выставочной индустрии России. Создание в ближайшем будущем конгрессно-выставочного бюро должно вывести столицу на новый уровень.

Place: Екатеринбург, Астана и другие регионы

Одним из ключевых моментов развития бизнеса в регионах является создание сетевых выставочных проектов. Об этом во время деловой программы «5pEXPO» говорил президент Группы предприятий «РЕСТЭК» Сергей Трофимов. По его мнению, основной проблемой развития выставочной деятельности в регионах является не только отсутствие материально-технической базы, но и квалифицированных кадров.

О том, что дают выставки регионам и как важно объединение усилий региональной власти, бизнеса и выставочных операторов, говорил также региональный директор ITE по России Александр Шталенков.

Одна из центральных тем форума была посвящена всемирным универсальным выставкам ЭКСПО. Состоялись презентация международной специализированной выставки «EXPO-2017» в столице Казахстана Астане и презентация заявки России на право проведения «EXPO-2020» в Екатеринбурге

Представители посольства и торгпредства Казахстана ознакомили участников с работой, которую провела страна для получения права на проведение этого престижного международного мероприятия. Оценивая заявку Екатеринбурга, заместитель директора департамента внешнеэкономических отношений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Олег Евтушенко заявил, что у России есть реальные возможности победить в голосовании, несмотря на очень серьезных соперников.

Price: инвестиции в инфраструктуру выставочной деятельности: проблемы и решения

Впервые в рамках международного форума выставочной индустрии «5pEXPO-2013» подробно обсуждалась тема «Инвестиции в инфраструктуру выставочной деятельности с использованием механизма государственно-частного партнерства. Принципы размещения региональных выставочных комплексов».

Модераторами дискуссии, проходившей в формате круглого стола, выступили директор департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ Игорь Коротин и директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин. По данным департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ, озвученным Игорем Коротиным, на сегодняшний день в Российской Федерации действуют 50 выставочных центров общей площадью свыше 836 тыс. кв. м, планируется строительство 36 центров, в результате суммарная площадь вырастет до 1662 тыс. кв. м. Основной проблемой, по мнению руководителя профильного департамента ТПП РФ, становится распределение выставочных комплексов на территории России, а также их равномерная загрузка.

Принятие нормативно-правовых документов, регулирующих выставочную деятельность, позволит сформулировать федеральные целевые программы, предусматривающие создание выставочных кластеров, предоставляющие весь комплекс выставочных услуг «под ключ». В этой ситуации перед субъектами ставится задача проанализировать свои потребности в выставках, их соответствие потребностям экономического развития регионов.

Директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексей Вялкин остановился на вопросах привлечения инвестиций в развитие выставочной инфраструктуры. Помимо государства в строительстве новых выставочных комплексов могут быть заинтересованы компании, планирующие расширение производства и продвижение на региональные рынки. Потенциальными инвесторами могут стать также риелторские компании. А основную проблему в развитии государственно-частного партнерства Алексей Вялкин видит в отсутствии механизмов правового регулирования инвестиций. Эту точку зрения поддержал председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства, председатель подкомитета по ГЧП Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Павел Селезнев. По его мнению, закон о ГЧП должен повлиять на развитие инвестиционного рынка, в том числе в выставочной сфере. Он также отметил, что определяющим условием инвестиционной привлекательности выставочных ГЧП-проектов является квалификация выставочных операторов, способных грамотно управлять новыми выставочными комплексами.

На круглом столе с большим успехом прошли презентации проектов строительства многофункционального конгресс-центра «Нижегородская ярмарка», международного конгрессно-выставочного центра в г. Казани (Татарстан), нового выставочного комплекса «ВДНХ-ЭКСПО» в г. Уфе (Башкортостан), конгрессно-выставочного центра в г. Саранске (Мордовия), разработанного на основе типового проекта, предложенного ЦВК «Экспоцентр».

Product: от event услуг до эффективных продаж

На «5pEXPO» состоялись круглые столы – «Выставочный бизнес СНГ: роль в экономической интеграции стран Содружества», «Взаимодействие отраслевых объединений РСПП и выставочных организаций», семинар «Охрана и защита объектов интеллектуальной собственности в рамках выставочной деятельности», бизнес-семинары «Рынок event-услуг в мире. Тенденции и прогнозы развития event-индустрии», «Маркетинговые решения в выставочном бизнесе. Эффективные продажи», «Инновации в проектировании выставочных стендов и экспозиций. Современное выставочное оборудование», «IT-технологии для выставочников: обзор технических и цифровых новинок».

Большой интерес у посетителей-специалистов вызвали стенды выставочных компаний и комплексов, территориальных торгово-промышленных палат, а также салон «Экспостенд», в котором участвовали фирмы, работающие в сфере дизайна и строительства стендов, производства конструкций, оборудования и материалов.

После окончания форума руководство Торгово-промышленной палаты РФ и президиум Российского союза выставок и ярмарок утвердили общероссийский рейтинг выставок 2011–2012 гг., сформированный по инициативе ТПП РФ и РСВЯ. И форум «5pEXPO-2012» заслуженно получил статус «Лучшая выставка России 2011–2012 гг.» во всех номинациях по тематике «Выставочная индустрия».
  • Tweet This
№ 71 Ноябрь-Декабрь 2016
Опрос
Как скажется вступление России в ВТО на выставочной отрасли?