Последняя садоводческая выставка в дореволюционной России

К 100-летию Международной выставки садоводства в Санкт-Петербурге в 1914 году

Юрий Никитин, профессор ПУПСа
 
Среди многочисленных научных, профессиональных и деловых обществ, возникших в середине Х1Х века в российской столице и включившихся в выставочную деятельность, особой активностью выделялось Императорское Российское общество садоводства (ИРОС).
По инициативе Импера-торского Российского общества садоводства, созданного в 1858 г., было организовано большое количество различных выставок в столице и в провинции. Общество успешно участвовало и в международных смотрах за рубежом. Однако первым среди обществ садоводства в нашей стране стало Российское общество садоводства в Москве, созданное в 1835 г. Оно образовалось из отделения садоводства Московского общества сельского хозяйства (МОСХ), возникшего еще в 1820 г. Интересно, что первым президентом общества избрали князя Д.В. Голицына – Московского военного генерал-губернатора.

Первую выставку ИРОС провело уже весной 1858 г. в Петербурге. Она разместилась в экзерциргаузе Гвардейского штаба напротив Эрмитажа на Миллионной улице. Общее устройство и художественное оформление экспозиции было выполнено по эскизам видных петербургских архитекторов Г.А. Боссе и А.Х. Пеля, которые были награждены большими золотыми медалями «за изящное расположение и другие услуги, оказанные при устройстве выставки». Все пространство экзерциргауза (4370 кв. м) было превращено в прекрасный сад с лавровыми деревьями, фонтаном, мостиками, скульптурой и изящной садовой мебелью фабрик Шопена и Сан-Гали. «Если к свежести зелени, аромату цветов и фруктов и тихому говору фонтана присоединить еще наших петербургских дам, рассыпавшихся по дорожкам не менее восхитительными букетами, и звуки прекрасного хора музыки, то можно себе представить, как легко было забыться на изящной выставке и вообразить себя в каком-то обворожительном саду, где-то далеко-далеко, но только не под 65 градусом северной широты. Одним словом, трудно описать весь эффект представляющейся картины, панорамический вид которой отражался в двух вогнутых зеркалах, поставленных на противоположных концах выставки», – так восторженно описывали современники свои впечатления об этом смотре. С неменьшим успехом проходили и последующие публичные выставки 1859, 1860, 1861 и 1862 годов, которые Общество садоводства проводило в том же помещении экзерциргауза.

Для декоративного оформления выставок 1859 и 1860 годов вновь был приглашен архитектор Г.А. Боссе. В 1860 г. он смело применил приемы геопластики, малые архитектурные формы в сочетании с традиционными приемами садово-паркового искусства. В центре манежа был построен изящный деревянный мост пролетом 12 метров с пандусами и несколько холмов высотою почти 4 метра. С моста открывался прекрасный вид на большой луг с фонтаном и искусно посаженные пальмы, бананы, кипарисы и другие экзотические растения. При входе в манеж была устроена терраса, на которой возвышался фрагмент мавританского дворца. Это временное бутафорское сооружение было построено по рисунку Боссе, привезенному им из своей поездки по Испании из Гренады.

Выставка садоводства 1860 г. пользовалась большим успехом у петербургской публики и гостей столицы. Обозреватель выставки писал по этому поводу: «Красивые туалеты дам, черные одежды мужчин рядом с пестрым костюмом черкесов, национальный русский наряд и персидский или другой восточный, белое лицо европейца рядом со смуглым киргизом и черным негром, очаровательные звуки музыки – все это производит впечатление, которое может сравниться разве только с волшебным призраком, оставляющим по себе неизгладимое воспоминание». Однако заслуга этого смотра состоит не только в том, что он стал заметным явлением в общественной жизни Петербурга и «усилил любовь к прекрасному царству растений». Существенным моментом является то, что был поставлен вопрос о скорейшем строительстве постоянного выставочного здания.

В 1860 г. по заказу Общества архитектор Г.А. Боссе выполнил проект здания для постоянной выставки садоводства в сквере перед Александринским театром. Выставочное здание было задумано в легких конструкциях из металла и стекла и напоминало огромную оранжерею. Цельное внутреннее пространство без промежуточных опор включало в себя свободно распланированный сад с причудливым рисунком дорожек. Этот проект, получивший тогда достаточно широкую известность, был, вероятно, навеян Хрустальным дворцом Дж. Пэкстона на первой Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне. К сожалению, проект Г.А. Боссе остался нереализованным. Однако сам факт свидетельствует о стремлении петербургской общественности в лице Российского общества садоводства иметь специализированный выставочный павильон в центре города и отказаться от широко распространенной практики приспособления существующих зданий для экспозиционных целей.

Четвертой публичной выставке 1861 г. предшествовал открытый конкурс на лучший проект устройства экспозиции, на который было подано восемь проектов под девизами. Жюри выбрало проект главного садовника Лесного института Р.И. Шредера. Интересно, что для улучшения естественной освещенности экспозиции в потолке экзерциргауза были проделаны большие окна. Этот факт заслуживает особого внимания. Это был первый пример реконструкции крупного существующего здания, вызванного новым, пусть и временным экспозиционным назначением. Интересно, что с 1862 по 1880 г. в этом здании размещалась коллекция сельскохозяйственного музея.

Начиная с 1865 г. Общество периодически использует для размещения своей экспозиции помещение Михайловского манежа (6100 кв. м), находившееся в ведении военного ведомства. Здесь в 1869 г. была организована и первая в нашем городе и в России международная выставка предметов садоводства. В смотре приняли участие экспоненты из 11 стран, в том числе из Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Греции. На открытии выставки присутствовали Александр II, члены императорской фамилии и главы дипломатического корпуса. В экспозиции были представлены цветущие и лиственные растения, овощи и плоды как в свежем состоянии, так и в консервах, декорационные предметы комнатного, оранжерейного и воздушного садоводства, садовые орудия и инструменты, а также проекты садов и оранжерейных построек – всего 750 предметов. Общее художественное решение экспозиции было выполнено по проекту архитектора А.С. Купинского. Манеж был превращен в роскошный сад. За две недели работы выставки ее посетили почти 50 тысяч человек. Цена билетов колебалась от 25 копеек до 3 рублей в зависимости от дня недели. За успешное проведение этого смотра Российское общество садоводства получило почетное право именоваться Императорским. Опыт организации этого смотра использовался, в частности, международной выставкой садоводства во Флоренции в 1874 г.

Экспозиция международной выставки садоводства 1884 г. оказалась столь обширной, что она уже не смогла разместиться в Михайловском манеже. Рядом с манежем были построены теплица, особый павильон для размещения коллекции бразильского кофе и разбит сад под открытым небом. Для оформления обширной экспозиции впервые были приглашены иностранцы – архитектор Буш и скульптор Ботта. «Плотничьи топоры преобразовали Михайловский манеж в фантастический ландшафт с возвышениями, пригорками, бассейнами и утесами, газонами и дорожками», – писал обозреватель выставки. К выставке был приурочен и Международный конгресс ботаников и садоводов. Интересно, что Российские железные дороги предоставили льготы всем участникам выставки и конгресса для провоза экспонатов.

Значительный резонанс получили и последующие международные и всероссийские выставки, которые ИРОС проводило в Михайловском манеже (1890, 1908) и Таврическом дворце (1899, 1903).

После создания в 1891 г. Императорского Российского общества плодоводства выставки плодоводства и огородничества выделились в самостоятельные экспозиции (1894, 1903, 1905, 1907, 1908, 1909, 1913).

Столь активная экспозиционная деятельность требовала строительства постоянного специального выставочного здания. Использование Михайловского манежа и прилегающей территории «не давало достаточного простора для декоративных эффектов, необходимых для выставок садоводства». Идея строительства Обществом постоянного выставочного здания возникла еще в 1860 г. К ней вернулись снова в 1910 г. при подготовке международной выставки, приуроченной к 300-летию дома Романовых. Главной причиной возрождения старой идеи было не только совершенствование экспозиционной деятельности, но и экономический фактор. Каждый раз приходилось тратить весьма значительные средства на приспособление существующих зданий под выставки и строительство временных павильонов. По приблизительным расчетам Общества, новой выставке для этих целей понадобилось 150–200 тыс. рублей, которые были бы «безвозвратно брошенными деньгами».

ИРОС обратилось в Городскую думу с предложением о выделении земельного участка для строительства. Идея была поддержана. Благодаря стараниям бывшего президента Общества С.И. Сперанского Министерство Императорского двора отвело земельный участок в Таврическом саду на арендных условиях «с правом возведения на нем здания для нужд Общества». Было решено приступить к постройке постоянного выставочного здания, где можно было бы проводить различные экспозиции и которое могло приносить Обществу определенный доход. По просьбе Сперанского в Академии художеств был проведен конкурс на эскизный проект здания в стиле ампир. Окончательный проект выставочного здания ИРОС был выполнен гражданским инженером Н.Н. Игнатьевым, а его строительство было поручено инженеру Э.Ф. Рыдзевскому. В мае 1913 г. состоялась торжественная закладка здания, а в апреле следующего года оно уже было закончено вчерне. Здание отвечало всем требованиям выставочной практики: огромный стеклянный фонарь над главным залом, специальные пандусы для выгрузки тяжелых кадок с растениями, помещения для лекций, кабинеты и служебные помещения Общества.

В мае 1914 г. в еще не достроенном здании ИРОС разместилась Международная юбилейная выставка садоводства. Она проходила под покровительством Николая II. Выставка располагалась не только в новом здании, но и в Таврическом саду. Композиционным акцентом симметричной планировки стал великолепный садовый партер – главная экспозиционная площадка под открытым небом. Вокруг партера группировались временные бутафорские павильоны. Все они были построены по эскизам архитектора А.З. Гринберга в стиле неоклассицизма. Наиболее внушительным по размерам был павильон Главного управления землеустройства и земледелия. Своеобразной высотной доминантой парка стал павильон-бутылка Н.Н. Бекетова, экспонировавшего лечебный виноградный сок.

Во время революции 1917 г. в здании ИРОС размещался бронебатальон, защищавший Смольный. Позже здесь устроили гараж для ведомственных машин. В начале 60-х годов оно было реконструировано и превращено в панорамный кинотеатр «Ленинград», рассчитанный на тысячу зрительских мест. После распада СССР здание было приватизировано. Последний раз оно перестраивалось в 2004–2007 гг. под развлекательный центр, который так и не был открыт. По неподтвержденным данным, сейчас в бывшем кинотеатре разместились офисы.

Сегодня садоводческие выставки проходят регулярно в ЛЕНЭКСПО. Большим успехом пользуется экспозиция «Садово-парковый дизайн. Город и цветы». Эта международная выставка возрождает славные традиции популярнейших дореволюционных смотров, проводимых Императорским Российским обществом садоводства.
  • Tweet This
От Эйфелевой башни до галереи машин
Всероссийская кустарно-промышленная выставка 1902 года в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце. Главный вход на выставку со Шпалерной улицы
К 100-летию 2-й Всероссийской кустарной выставки 1913 года в Санкт-Петербурге
 
Егор Канкрин – министр финансов России – принимал ответственные решения, каких участников выставки и как наградить
О тайне английских машин и днях, стертых из истории
Первая международная выставка автомобилей 1907 года. Главный вход в Михайловский манеж.
К 100-летию IV международной автомобильной выставки 1913 года в Санкт-Петербурге
 
Выставка птицеводства 1913 года Тульского отдела ИРОСХП.
К 100-летию 2-й международной выставки птицеводства 1912 года в Петербурге
№ 73 Ноябрь-Декабрь 2017
Опрос
Как скажется вступление России в ВТО на выставочной отрасли?