Первый постоянный выставочный комплекс СССР

К 85-летию открытия комплекса Всесоюзной строительной выставки в Москве

Юрий Никитин, профессор ПГУПСа
 
25 января 1935 года в павильонах нового выставочного комплекса открылась экспозиция постоянной Всесоюзной строительной выставки. Она стала одной из крупнейших в мире научно-технических учреждений по вопросам строительства.
Решение об организации Всесоюзной строительной выставки было принято в Кремле весной 1930 года в связи с утверждением программы индустриализации страны, которая предусматривала строительство объектов черной и цветной металлургии, гидроэлектростанций, создание промышленного потенциала в различных отраслях. Главной задачей выставки стали пропаганда и обобщение передового опыта в строительстве, а также ознакомление специалистов с передовыми идеями и новейшими технологиями строительной отрасли.

Выставка открылась 1 июля 1930 года в одном из павильонов бывшей Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года на Крымском Валу. Первая экспозиция размещалась в трех залах общей площадью 1500 кв. м и имела следующие разделы: строительные материалы, конструкции, жилищное строительство, санитарная техника, механизация. Они знакомили посетителей с образцами уже применявшихся строительных материалов и новыми, которые еще предстояло внедрить. Здесь демонстрировались облегченные конструкции стен, проекты новых промышленных предприятий и жилых домов. На открытых площадках были представлены образцы строительных механизмов. Выставка работала три месяца, и за это время ее посетило более 40 тысяч человек. Эта первая экспозиция заложила основу постоянной Всесоюзной строительной выставки (ПВСВ), сыгравшей большую роль в развитии строительной индустрии нашей страны.

В следующем году строительная выставка возобновила свою работу на Крымском Валу уже в шести залах на площади 3 тыс. кв. метров. В начале тридцатых годов создаются филиалы ПВСВ в Ленинграде, Минске, Харькове, Тбилиси, Самаре, Свердловске, Новосибирске.

В 1931 году вышло постановление ЦК ВКП(б) о технической пропаганде и организации в Москве Всесоюзной постоянной выставки техники (ВПВТ) и Центрального музея техники (ЦМТ). В соответствии с постановлением в составе Наркомтяжпрома, во главе которого стоял Серго Орджоникидзе, было создано Управление по организации и строительству ВПВТ и ЦМТ во главе с П.А. Юзбашевым. Проектирование будущей выставки было поручено архитектурной мастерской под руководством братьев В.А. и А.А. Весниных.

В 1932 году Моссовет отвел под строительство технической выставки Наркомтяжпрома ­СССР участок площадью 28 га в Хамовниках. В 1933 году началось строительство нового выставочного комплекса. Главный подъезд на территорию осуществлялся со стороны 1-й Фрунзенской (бывшей Хамовнической) улицы.

В 1935 году строительство основных сооружений было завершено. Выставочный комплекс состоял из главного входного корпуса и восьми почти одинаковых по размеру выставочных павильонов, имеющих отдельные входы со стороны центрального двора. Все павильоны и главный корпус соединялись между собой галереями-переходами по второму этажу. Такой прием позволял все здания объединить в единый комплекс, а при необходимости размещать отдельные экспозиции с самостоятельными входами. В центральном дворе размещались демонстрационные площадки для экспонирования крупногабаритных конструкций, машин и макетов. Подвоз и выгрузка экспонатов предусматривалась из малых хозяйственных дворов по периметральным проездам. Это линейно-гребенчатое планировочное решение, разделяющее людские и транспортные потоки, было прогрессивным для своего времени. Оно предвосхитило современную практику строительства крупных выставочных комплексов за рубежом. Интересно, что современные выставочные комплексы Германии, например, в Лейпциге (1996) и Мюнхене (1998), используют похожую функциональную и планировочную схему.

Значительная часть зданий была выстроена капитально – из кирпича. Выставочные павильоны имели деревянный рамный каркас с наружными фибролитовыми стенами. Те же конструкции имели и галереи-переходы. Каждый павильон имел двухэтажную входную часть, выполненную в кирпиче. Эти головные части, обращенные к центральному двору, и объединялись галереями-переходами между собой по второму ярусу. Кроме того, на территории выставки были выстроены еще два отдельных павильона, имеющих стальной каркас.

Все здания выставки построены в стиле позднего конструктивизма. Они имели большие витражи с эффектной расстекловкой, контрастирующие с лаконичными гладкими стенами. Особенно интересен трехэтажный главный корпус, обращенный в сторону 1-й Фрунзенской улицы. Крестообразное в плане здание напоминает форму самолета, что характерно для конструктивистской стилистики в целом. Сдержанная, почти аскетическая пластика слегка выпуклого фасада дополнена поверху барельефом-фризом на тему труда строителей, сохранившимся до сегодняшнего дня. Глухой трехэтажный объем центрального корпуса контрастирует с горизонтальной распластанной композицией примыкающих ­двухэтажных корпусов.

25 января 1935 года в павильонах нового выставочного комплекса открылась экспозиция постоянной Всесоюзной строительной выставки. Она стала одной из крупнейших в мире научно-технических учреждений по вопросам строительства. Общая выставочная площадь составила 10 тыс. кв. м.

Постоянная экспозиция состояла из восьми отделов, вероятно, по количеству павильонов:

1. Организация и механизация строительных работ.

2. Промышленные сооружения и инженерные конструкции.

3. Строительные материалы.

4. Планировка и архитектура.

5. Санитарно-техническое строительство.

6. Автодорожное строительство.

7. Строительство метро.

8. Сельскохозяйственное строительство.

Выставка стала своеобразной панорамой строительства, развернувшегося по всей стране. Она знакомила посетителей с сооружением крупнейших промышленных объектов, реконструкцией старых и созданием новых городов, показывала лучшие образцы советской архитектуры.

В том же 1935 году в мастерской В.А. и А.А. Весниных разрабатывается проект нового выставочного комплекса на той же территории. Проект предусматривал создание ряда крупных павильонов по периметру огромного участка от Фрунзенской набережной до нынешнего Комсомольского проспекта с полным уничтожением первоначальных зданий ПВСВ. Десять различных по форме, размерам и этажности корпусов окаймляли трапециевидный участок и соединялись между собой галереями во втором ярусе. Большое внутренне пространство двора с аллеями, бассейнами и демонстрационными площадками трактовано в виде парадного партера. Композиционным акцентом комплекса должен был стать Т-образный в плане трехъярусный корпус, фланкирующий участок со стороны Комсомольского проспекта. Он представлял собой громадный стеклянный купол, покоящийся на восьми павильонах, расположенных звездообразно и напоминающих по форме шестеренку. Это чем-то напоминало главный павильон Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года на Ходынке, если бы центральный круглый двор был бы перекрыт прозрачным куполом. Недостаток подробной проектной документации не позволяет подробно описать это уникальное проектное предложение, реализация которого, несомненно, принесла бы славу столице.

К реализации была принята только часть проекта застройки, выходящая на Фрунзенскую набережную. Она состояла из трех павильонов – центрального корпуса ПВСВ, шестигранного павильона «Реконструкция Москвы» и квадратного в плане павильона «Индустрия социализма». Все павильоны имеют сложную ступенчатую композицию, сдобренную барельефами и скульптурой, и поражают своей монументальностью и помпезностью. Во внешнем облике нового выставочного комплекса уже явно ощущаются те изменения творческой направленности советской архитектуры, которые произошли после конкурса на проект Дворца Советов в 1933 году. На смену трезвой концепции функционализма пришли принципы украшательского монументализма, архаической стилизации и эклектики, получившие впоследствии название «сталинского ампира».

Для реализации нового проекта Моссовет в 1935 году выделил участок на Фрунзенской набережной и определил сроки окончания строительства –1 мая 1939 года. Громкие политические процессы, партийные чистки, молох репрессий, охватившие страну, привели к самоубийству в 1937 году наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Проект остался нереализованным.

В 1937 году в павильонах ПВСВ была развернута экспозиция Всесоюзной художественной выставки «Индустрия социализма», приуроченной к 20-летию советской власти.

В начале Великой Отечественной войны наиболее ценные экспонаты и библиотека были эвакуированы в Челябинск. После окончания войны уже в декабре 1945 года выставка возобновила свою работу в столице.

В послевоенные годы на выставке велись работы по благо­устройству и реконструкции. В 1947 году рядом с павильонами № 1 и № 2 построена оранжерея, в которой выращивались цветы и различные растения для оформления улиц и площадей. Оранжерея сохранилась до настоящего времени и включена в современный павильон № 15. В конце 40-х годов вблизи главного корпуса возводятся новые павильоны, где открываются экспозиции «Строительство тяжелой индустрии за 30 лет» и «Высотное строительство Москвы».

В 1958 году Совет Министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок в Выставку достижений народного хозяйства СССР. Через год Строительная выставка стала одним из разделов ВДНХ СССР.

В 60-е годы начинается период упадка и постепенной утраты первоначальных элементов выставочного комплекса. Потери павильонов начались еще в начале ­50-х годов после размещения одной из организаций Минатома в главном корпусе и пожара в павильоне № 1, располагавшемся за парадным входом. Из восьми павильонов к настоящему времени сохранилось только три, и то в перестроенном виде. Построенные в 1970-90 годах без какой-либо архитектурной концепции многочисленные сооружения окончательно изменили облик комплекса.

В 1994 году строительная выставка была преобразована в Российский научно-информационный выставочный центр по архитектуре и строительству ОАО «РОССТРОЙЭКСПО». Ежегодно здесь проводится 10–12 выставок-ярмарок различной тематической направленности, учитывающей переход на работу в условиях рынка. При формировании их уделяется внимание вопросам ипотечного кредитования, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реконструкции первых панельных пятиэтажек и т.п. Наиболее популярны выставки «Стройматериалы», «Ремонтно-строительные работы», «Коттедж», «Строймаркет» и др. Общая площадь выставочных павильонов составляет около 14 тыс. кв. м.

На месте утраченных корпусов правого крыла (№5–8) в 2001 году завершилось строительство нового павильона общей площадью около 7500 кв. м. Проектировщики архитектурной мастерской Б.И. Тхора «Моспроекта-2» воссоздали масштаб и стилистику конструктивистских фасадов начала 30-х годов. За восстановленной фронтальной частью бывших трех павильонов с переходными двухэтажными галереями находится современный каркасный павильон с большепролетными легкими пространственными конструкциями покрытия. Павильон многофункционален по своему назначению. Здесь могут проходить выставки, организованы торговля и предприятия общественного питания. Уникальный пример воссоздания конструктивистского наследия следовало бы продолжить. Пора поставить вопрос о восстановлении Строительной выставки в своем прежнем виде. ПВСВ – это не только прекрасный образец архитектуры конструктивизма, но и первый пример строительства постоянного выставочного комплекса в нашей стране, которым могла бы гордиться современная Россия.
  • Tweet This
К 75-летию Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году
 
К 100-летию Международной выставки садоводства в Санкт-Петербурге в 1914 году
От Эйфелевой башни до галереи машин
 
Всероссийская кустарно-промышленная выставка 1902 года в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце. Главный вход на выставку со Шпалерной улицы
К 100-летию 2-й Всероссийской кустарной выставки 1913 года в Санкт-Петербурге
Егор Канкрин – министр финансов России – принимал ответственные решения, каких участников выставки и как наградить
О тайне английских машин и днях, стертых из истории
Первая международная выставка автомобилей 1907 года. Главный вход в Михайловский манеж.
К 100-летию IV международной автомобильной выставки 1913 года в Санкт-Петербурге
 
№ 73 Ноябрь-Декабрь 2017
Опрос
Как скажется вступление России в ВТО на выставочной отрасли?