Первая на американской земле

К 140-летию Всемирной выставки в Филадельфии

Юрий Никитин, профессор ПГУПСа
 
Всемирная выставка 1876 года в Филадельфии была устроена в честь 100-летия США. Она явилась первой всемирной выставкой на американской земле. Город был выбран не случайно. Филадельфия имеет выгодное географическое положение. К тому же здесь была принята знаменитая Декларация независимости.
Подготовка к выставке началась в 1874 г. Президент США Улисс Грант заявил, что Америке «необходимо показать миру тот прогресс, которого может достичь в немногие годы нация, в которой каждый гражданин неустанно трудится в пользу свободы, благосостояния и чести». Призыв президента был поддержан конгрессом, который постановил провести «Международную выставку искусства, мануфактур и продуктов земли в г. Филадельфия для празднования столетней годовщины американской независимости».

Выставка расположилась на северо-западной окраине города в обширном парке Фэрмоунт на берегу реки Шуилькиль и занимала площадь 93 га. Новое градостроительное решение выставочного комплекса, сочетавшее свободную и регулярную планировку, получило широкое признание и дальнейшее применение на последующих выставках как в Америке, так и в Европе.

Филадельфийскую выставку отличало и продуманное решение транспортных вопросов. На территории выставки было две железные дороги: одна – для перевозки посетителей с остановками у всех главных павильонов длиною 6,4 км, другая – для транспортировки грузов протяженностью 4,5 км. Часть путей проходила непосредственно сквозь павильоны, что было удобно для доставки экспонатов. Через Пенсильванскую линию эти дороги сообщались со всей железнодорожной сетью США. На выставке впервые применили асфальтовое покрытие дорог. Хорошо была налажена и связь выставки с городом: три паровика через каждые 15 минут подвозили посетителей к главному входу, где был сооружен железнодорожный вокзал, по улицам ездили коляски, реклама на которых сообщала, что они едут к выставке.

Организаторы выставки построили пять основных экспозиционных зданий:

● главный павильон площадью почти 81 тыс. кв. м из сборно-разборных металлических конструкций;

● галерея машин площадью более 47 тыс. кв. м в легких деревянных конструкциях;

● павильон изящных искусств из гранита и кирпича в стиле эпохи Возрождения с куполом высотой более 45 м, на которой установлена статуя Колумба;

● дворец садоводства, построенный в мавританском стиле, из мрамора, стекла и железа площадью около 6 тыс. кв. м. К основному зданию примыкали теплицы, соединенные между собой галереями и террасами;

● павильон земледелия из дерева и стекла площадью около 40 тыс. кв. м. Его фасады были украшены неоготическими порталами, что делало павильон похожим на гигантский церковный собор. Рядом с павильоном располагались площадки для демонстрации скота и лошадиных бегов.

Кроме этих пяти главных зданий было выстроено еще более 200 мелких сооружений, среди которых павильоны 17 штатов и отдельных иностранных государств, а также павильоны, в которых размещались экспозиции пожарных, полиции, армии и флота. Среди выставочных зданий выделялся павильон Департамента общественных работ как своей простой архитектурой, так и содержанием. Подобного павильона не было ни на одной из предыдущих выставок. Его создание финансировалось частными компаниями. В нем были предусмотрены банкетные залы, комнаты для прессы, почтовый офис, киоски и т. д. Этот павильон явился прообразом будущих пресс-центров.

Отдельный павильон был посвящен теме женского труда, где, в частности, демонстрировались рукодельные работы, выполненные самой королевой Англии Викторией, а также рассказывалось о первых достижениях женщин в борьбе за свои права.

На самом высоком месте парка для осмотра выставки была воздвигнута обсерватория, представлявшая собой колонну высотой 46 м, на вершину которой посетители поднимались по спиральной железной дороге.

В целом архитектура выставочных зданий была эклектична, отличалась излишней пышностью и монументальностью. Сборно-разборные металлические конструкции главного здания и галереи машин были выполнены на уровне инженерных достижений того времени.

Выставка проводилась на высоком организационном уровне. В отличие от европейских она была полностью готова ко дню открытия – 10 мая, за исключением экспозиций отдельных стран.

Президент США Улисс Грант в присутствии 100 тыс. гостей торжественно открыл выставку под звуки инаугурационного марша Р. Вагнера, специально написанного к этому событию по заказу филадельфийского женского комитета. Эпиграфом к своему произведению Вагнер выбрал слова из поэмы Гете «Фауст»: «Лишь тот достоин чести и свободы, кто каждый день за них идет на бой».

В выставке приняли участие 35 стран. Самую большую экспозиционную площадь занимали США. Среди наиболее активных участников смотра следует назвать такие страны, как Англия (4,8 тыс. кв. м), Франция (4,0 тыс. кв. м), Германия (2,6 тыс. кв. м), Россия (1,0 тыс. кв. м), Бельгия (1,4 тыс. кв. м), Италия, Голландия, Дания, Португалия, Испания, Швеция, Норвегия, Австрия, Турция, Швейцария.

Выставлявшиеся экспонаты были разбиты на 6 групп и 394 класса:

● горное дело и металлургия,

● фабрично-заводские изделия,

● воспитание, обучение, наука,

● художественные произведения,

● предметы сельского хозяйства,

● садоводство.

Наибольшее впечатление производила экспозиция машин в колоссальном по размерам павильоне машиностроения. Всеобщее внимание привлекал гигантский паровой двигатель американского инженера Д. Корлисса, который являлся источником энергии для всех экспонировавшихся машин, соединенных с ним кабелями длиной более 23 км. Его мощность равнялась 1400 л. с., высота –13 м и вес – 56 т. Павильон был заполнен универсальными станками, приводимыми в движение паровыми двигателями, новыми типами токарных, револьверных и сверлильных машин, снабженных приспособлениями, дававшими возможность квалифицированным рабочим одновременно работать на нескольких станках. Все это являлось предвестником автоматических производств. Три четверти здания занимали экспонаты США.

Весьма оригинальную и богатую экспозицию представили США и в сельскохозяйственном павильоне. Гигантский плуг для вспашки целины, сконструированный известным в то время политическим деятелем Д. Вебстером, характеризовал американский образ мышления: около него можно было прочитать слова конструктора о том, что он был более счастлив, держа руки на плуге, чем когда управлял делами в Вашингтоне.

Привлекали внимание павильоны отдельных штатов и фирм, среди которых выделялась экспозиция известной «Тихоокеанской железнодорожной компании» и специально построенная деревня американских индейцев.

Выставка явилась местом показа многих технических новинок, которые в дальнейшем нашли широкое применение. Так, здесь впервые были показаны телефон Александра Белла и телеграф Томаса Эдисона. Большое внимание посетителей привлекли пишущая машинка «Ремингтон » и швейная машинка.

Российский раздел, по мнению обозревателя «Московских ведомостей», «мог бы занять одно из первых мест среди европейских экспонентов, если бы не беспорядок в группах выставленных изделий: без надписей и фамилий экспонентов, без объяснений». Среди экспонатов машиностроительного отдела обозреватели выделяли экспозицию Русского императорского технического училища с работами академика П. Чебышева, «грузокат» изобретателя из Смоленска Н. Лярского – механизма для перегрузки и перевозки тяжестей, «воздушные мешки» Александровского для подъема затонувших судов.

Горнозаводская продукция и металлургия была представлена заводами II. П. Демидова и Н. И. Путилова, а также Богословским медеплавильным, Воткинским чугунолитейным и Ижорским заводами. Часть экспонатов этого раздела после закрытия выставки была передана американским институтам.

Достаточно солидно был представлен российский военный раздел: стальные нарезные орудия 6-, 9-дюймового и 4-футового калибра и снаряды Обуховского и Пермского заводов, винтовки Тульского и Сестрорецкого заводов, шашки, клинки и кинжалы из златоустовской булатной стали. Здесь же демонстрировалась рельефная карта Севастополя и труд генерал-адъютанта Э. И, Тотлебена «Оборона Севастополя».

Постоянный участник всемирных выставок предприниматель М. К. Сидоров показал «сокровища» русского Севера и земли Сибирской: горючие сланцы, неочищенную нефть и нефтяную землю, уголь и графит с Енисея, манекены жителей Печоры, Енисея, Новой Земли в праздничных одеждах.

Обращали на себя внимание и экспонаты гальванопластической мастерской Кронштадтского порта, гальваноскопии ценных бумаг, представленные «экспедицией изготовления государственных бумаг» («Гознак»), шлюпка и байдарки Петербургского речного яхт-клуба, удостоенные Почетного диплома, 8-рессорная коляска и повозки военного образца, баташевские самовары, учебники и учебные пособия.

Наибольшим успехом среди российских экспонатов пользовались золотые и серебряные изделия московских и петербургских мастерских Хлебникова, Овчинникова, Сазикова, Чичелева, а также работы из папье-маше А. Лакугина, бронзовые вещи Феликса Шопена, мозаики Адлера, эмалированные изразцы и блюда с заливной живописью в русском и восточном стиле Л. П. Бонафеде, жостовские подносы Егора Беляева. Несмотря на высокие цены, эти экспонаты раскупались тут же, на выставке. Газета Philadelfia Press писала: «Американцы не скоро забудут выставленные Россией сокровища, и произведенный ими эффект несомненно оживит коммерческие отношения Америки и России».

В сельскохозяйственном разделе показывались жатка, веялка и молотилка, знаменитая русская пшеница и другие культуры, сахар, кожа, вина, табак и папиросы.

Во Дворце искусств были представлены произведения художников и скульпторов из 20 стран. Это была первая международная художественная выставка в Америке, и поэтому она привлекла к себе огромный интерес. Англия прислала прекрасную коллекцию рисунков из Королевской академии. В целом отдел искусств, как отмечали знатоки, был значительно слабее, чем на Венской выставке. К. Скальский писал в «Новом времени»: «Самой слабой частью филадельфийской выставки следует признать отдел искусств. Отдел этот не имеет ровно никакого артистического достоинства: художники отправили за океан всякую дрянь, в надежде сбыть ее по дорогой цене таровитым американцам». В то же время здесь были представлены произведения известных российских художников, в частности И. Айвазовского, А. Боголюбова, В. Верещагина, М. Клодта и др. Россия, подобно другим европейским странам, стремилась найти в Америке новые рынки сбыта не только для своих товаров, но и произведений искусства. Из 450 экспонентов из России 300 были награждены медалями смотра.

Выставку посетил Д. И. Менделеев, прибывший в США для изучения постановки в стране нефтяного дела. В 1877 г. он издал по итогам поездки книгу «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвания и на Кавказе», вызвавшую большой интерес в России.

Филадельфийская выставка работала полгода – с 10 мая по 10 ноября. Ее посетило около 10 млн. человек. Как и многие подобные смотры она оказалась убыточной. Ее дефицит составил около 1,9 млн. долларов. США доминировали почти во всех тематических разделах выставки и поразили современников темпами развития своей промышленности. Стало совершенно очевидно, что Америка превосходит Европу по многим отраслям промышленности и экономическому развитию.
  • Tweet This
К 85-летию открытия комплекса Всесоюзной строительной выставки в Москве
К 75-летию Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году
 
К 100-летию Международной выставки садоводства в Санкт-Петербурге в 1914 году
 
От Эйфелевой башни до галереи машин
Всероссийская кустарно-промышленная выставка 1902 года в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце. Главный вход на выставку со Шпалерной улицы
К 100-летию 2-й Всероссийской кустарной выставки 1913 года в Санкт-Петербурге
 
№ 71 Ноябрь-Декабрь 2016
Опрос
Как скажется вступление России в ВТО на выставочной отрасли?