Начало выставочного дела в москве

Юрий Никитин, профессор ПГУПС
 
185 лет назад в 1831 году в Доме благородного собрания (ныне Дом Союзов) открылась первая мануфактурная выставка в Москве. Здесь же проходили всероссийские мануфактурные выставки 1835, 1843, 1853 и 1865 годов.
Большую роль в развитии выставочного дела в Москве сыграли различные научные и деловые общества, возникшие в России в начале XIX века. Среди них выделялось Московское общество сельского хозяйства (МОСХ), первым президентом которого был московский военный генерал-губернатор, князь Д.В. Голицын. Он же председательствовал и в Московском обществе любителей садоводства.

В 1825 г. в Москве было учреждено Общество поощрения мануфактурной промышленности, в программе которого было записано, что оно «займется приисканием способов и сделает надлежащие предложения... к открытию экспозиций отечественных изделий». Аналогичные разделы имелись в уставах многих других московских научных обществ.

Вопрос об организации промышленных выставок был поставлен в правительстве в 1827 г. по инициативе Д.В. Голицына в связи с проектом объединения обществ поощрения мануфактурной промышленности и сельского хозяйства и создания Общества сельского хозяйства, мануфактур и торговли. Одной из целей нового общества значилось – «поощрение фабрикантов публичными выставками их изделий и награждение отличившихся особенными медалями».

Одновременно с проектом реорганизации московских обществ академиком по технологии И.Х. Гамелем была составлена записка «Мысли об устройстве заведений при предполагаемом Московском обществе сельского хозяйства, поощрения мануфактур и торговли», в которой среди прочего предлагалось «завести кабинет для выставки образцов наших фабрик и заводов». В этой записке впервые был поставлен вопрос о создании национального промышленного музея в Москве – «хранилище образцов и изделий со всех фабрик и заводов в России». Надо сказать, что при МОСХ существовал кабинет машин и моделей сельскохозяйственных орудий.

В сентябре 1829 г. князь Д.В. Голицын отправил записку министру финансов Е.Ф. Канкрину об учреждении в Москве в сентябре следующего года выставки изделий российских фабрик. Князь писал, что «выставка в Москве будет весьма полезна, особенно потому, что ни в каком месте России нет столь большого числа фабрик, как в сей столице и близ оной. В московской выставке гораздо удобнее, нежели в Санкт-Петербурге, могут участвовать и фабриканты южных губерний. Москва есть средоточие нашей внутренней торговли, то собрание в сей столице на выставку изделий всех российских фабрик и заводов доставит нашим торговцам наилучшее средство не только увидеть все то, что на оных заведениях делается, но даже покажет им и относительное достоинство на счет доброты и цены изделий одинакового рода». В другом письме Голицын писал, что «выставка мануфактурных изделий в древней столице России сделается блистательным и торжественным национальным праздником».

Правительство поддержало инициативу московского градоначальника. Комитет министров в марте 1830 г. принял постановление об учреждении мануфактурной выставки в Москве в сентябре того же года. Однако комитет министров по предложению министра финансов принял решение не допускать по московской выставке никаких наград, кроме похвальных листов и публичных одобрений. Д.В. Голицын не согласился с этим решением и убедил Николая I пересмотреть его. В апреле 1830 г. последовало новое дополнительное постановление комитета министров, в котором были предусмотрены награды серебряными и малыми золотыми медалями за лучшие изделия по примеру правил петербургской выставки. После «высочайшего» одобрения 22 июля 1830 г. положения о московской выставке были доложены Пра­вительствующему Сенату для «приведения во всеобщую известность» и вступили в силу.

Отделению Мануфактурного совета в Москве было предписано составить особый комитет по примеру бывшего в Санкт-Петербурге. Персональ-ный состав комитета предварительно согласовывался московским военным генерал-губернатором и после одобрения его представлялся на утверждение министра финансов. На комитет возлагалось составление плана внутреннего устройства выставки. На генерал-губернатора возлагалось утверждение плана внутреннего устройства выставки, контроль за расходованием денежных средств, ассигнованных Министерством финансов, и учреждение полицейского надзора.

В состав комитета вошли мануфактур-советник Рыб­ников, купцы Урусов, Полевой, Бранденбург, академик Гамель, действительный статский советник Тургенев, майор Мальцев. Пред­седателем комитета назначили тайного советника, князя С.И. Гагарина, сыгравшего в дальнейшем заметную роль в развитии выставочного дела в Москве. Первое заседание комитета выставки состоялось 17 июня 1830 г. под председательством Тургенева, которому вручили правила и описание предыдущей выставки в Санкт-Петербурге. Печатные извещения о выставке были разосланы во все губернии и также опубликованы в «Московских ведомостях». Для непосредственных контактов с будущими экспонентами, как и на предыдущем петербургском смотре, назначались маклеры. Е.Ф. Канкрин в письме к Д.В. Голицыну рекомендовал для этой роли Санкт-Петербургского биржевого маклера Михаила Бесценного, бывшего на выставке 1829 г. и уже знакомого участникам смотра. На роль маклеров приглашаются также купцы Рахманов, Кольчугин и Золотарев.

Проведение московской выставки планировалось на сентябрь 1830 г. Однако по предложению МВД из-за эпидемии холеры ее перенесли на май следующего года. Торжественное открытие первой мануфактурной выставки в Москве состоялось 17 мая 1831 г. в Доме Российского Благородного собрания на Охотном Ряду (ныне Театральный проезд), построенного в 1780-1890-х годах по проекту архитектора М.Ф. Казакова. На открытие были приглашены представители высшего московского дворянства и почетного купечества. В первый день здесь побывало помимо почетных гостей 1757 человек. Спустя неделю после открытия вышел из печати каталог выставки.

Выставка работала ежедневно с 17 мая по 8 июня с 10.00 до 16.00. По вторникам и пятницам вход на выставку осуществлялся по особым пригласительным билетам, а в остальные дни он был свободный. Незадолго до открытия выставки «Московские ведомости» опубликовали правила ее посещения, где подчеркивалось, что «простолюдины в шинелях и кафтанах, подпоясанных и благопристойного вида, могут входить в те только дни, когда публика посещает выставку не по билетам. Тогда же могут входить нижние воинские чины в мундире, без шинели и служители без господ в ливрейных фраках и картузах для обозрения выставки».

В первой публичной выставке в Москве приняло участие 570 экспонентов, представивших около 6000 предметов. Выставленные предметы не обла-гались гильдейскими сборами и допускалась их свободная продажа по окончании смотра. На выставке были представлены экспонаты из многих областей России, но наибольшее количество произведений мануфактурной, ремесленной и художественной деятельности представила Москва, игравшая ведущую роль во внутренней торговле и промышленности.

Выставочный комитет, возглавляемый князем С.И. Гагариным, усовершенствовал тематическое деление экспозиции по сравнению с первым смотром 1829 г. в Санкт-Петербурге. Все экспонаты были представлены по 35 тематическим разделам. В самостоятельные отделы выделили ювелирные вещи, изделия из золота, ружья и пистолеты, часы, экипажи, ремесленные изделия и т.д. Все предметы были «поставлены на столах и горках, развешаны на особых вешалках и расставлены на полу так, что посетитель имеет все удобства обозреть и рассмотреть вполне каждую вещь». Каждый экспонат имел табличку с именем производителя, номером по каталогу и продажной ценой, если таковая продавалась.

Экспозиция занимала 18 залов на втором и третьем этажах. Вход на выставку был устроен через парадный вестибюль из Охотного Ряда (ныне Театральный проспект). Публика поднималась по парадной лестнице, проходила через анфиладу залов и попадала в Колонный зал, затем поднималась на третий этаж. Выход был организован через сени в Георгиевский переулок. Согласно «Правилам», так же как и на Петербургской выставке, был установлен строгий сквозной маршрут: «войдя в залы, посетители следуют безостановочно по другим залам, не обращаясь назад, от первой до последней комнаты; в самих же залах по устроенному порядку хода». Этот принудительный график движения по залам вызывал недовольство многих посетителей и нашел отражение в печати.

В восьми первых залах экспонировались материалы и изделия текстильной промышленности. Пройдя через анфиладу небольших комнат, посетители попадали в девятую большую залу, которая, по словам обозревателя, «есть настоящая экспозиционная, ибо в ней расставлены всякого рода произведения». Колонный зал был наполнен самыми разнообразными предметами различных отраслей промышленности. Если в остальных залах в основном выдерживался тематический порядок экспонатов, то здесь царила ярмарочная пестрота. Причиной такой бессистемности было стремление отдельных экспонентов попасть именно в центральный зал. Участники, опоздавшие с присылкой экспонатов, также имели возможность получить место в главном зале. С точки зрения современного выставочного дела, такая многотемность главного зала может показаться недостатком организации экспозиции. Однако очевидцы смотра восторгались пестротой и разнообразием предметов. По мнению П.А. Вяземского, «устройство, расположение Московской выставки хорошо обдуманы и хорошо исполнены». Он писал далее: «Всего величественнее общая картина, открывающаяся при входе в большую залу. Зала сия сама по себе есть уже прекрасное создание искусства: величиною, высотою, стройною и благородною простотою она заслужила европейскую известность. Ныне, когда обширное пространство ее наполнено разнообразными изделиями отечественными, она истинно представляет вид храма русской промышленности».

Центр Колонного зала занимали машины и инструменты, у которых, как отмечали обозреватели, всегда толпились ремесленники и мастеровые люди. Всеобщее внимание привлекал здесь ткацкий станок с шестью челноками Ивана Гучкова, на котором демонстрировалось производство узорчатых разноцветных шалей «наподобие кашемирских». Знакомство широкой публики, в том числе и конкурентов, с секретами ткацкого производства, по словам П.А. Вяземского, было достойным «уважения и подражания». Организация показательного производства уже на второй выставке свидетельствует о стремлении к самым оригинальным экспозиционным приемам и поискам новых форм промышленной рекламы. Этот оригинальный прием, впервые примененный здесь в 1831 г., получил в дальнейшем широкое распространение на отечественных промышленных выставках.

На выставке было показано еще одно изобретение – ворсостигательная машина московского «машиниста» Нильсена. Петербургские заводы представили различные инструменты, модели и «другие пособия изобретательности и науки, приложенные к промышленности».

Большое внимание привлекало парадное оружие, отличавшееся великолепной художественной обработкой. Самым популярным экспонатом была сабля с серебряными ножнами с изображением сражений, на изготовление которых, как говорили, мастеру потребовалось шестнадцать лет. Уникальное изделие превышало все цены других предметов выставки – 25000 рублей. Металлические изделия из чугуна, железа и меди привлекали внимание главным образом иностранцев, отмечавших их невысокую стоимость и высокое мастерство обработки.

В залах третьего этажа находились кожи и кожевенные изделия, художественное серебро и бронза, лакированные вещи, футляры, табак, духи, обои, образцы глиняных печей и продукция писчебумажных фабрик. В ротонде была устроена великолепная экспозиция изделий из хрусталя, стекла, фарфора, фаянса и зеркала. «Зала, обставленная фарфорами с Императорского Санкт-Петербургского завода, с заводов Попова, братьев Гарднеров, хрусталями с Императорских стеклянных заводов, с заводов Мальцевых, Орлова, цветными стеклами Амелунга переносит воображение в область волшебства, застроенную чертогами зеркальными и хрустальными, но и, очнувшись от поэтических сновидений, найдешь в зале сей наяву и перед глазами побуждения к чувствам истинного удовольствия. Здесь красота соединяется с пользой, изделия возвышаются до степени изящного искусства», – писал П.А. Вяземский.

Организуя первый промышленный смотр в Москве, Министерство финансов преследовало цель оказания полезного влияния на промышленное развитие России. В немалой степени этому могло способствовать хорошее описание выставки. Здесь интересно упоминать о своеобразной «пиаровской» акции, предпринятой в то время Министерством финансов. Е.Ф. Канкрин командировал в Москву своего сотрудника – коллежского советника, князя П.А. Вяземского – известного литератора – с особым заданием: «содействовать комитету выставки в составлении означенного описания оной, которое имеет быть издано для всеобщего сведения».

П.А. Вяземский успешно справился с порученной миссией. Он писал в те дни: «Замечательная по успеху, который превысил общее ожидание, важная по неминуемым последствиям своим в будущем, выставка была таким занимательным событием, таким необыкновенным мирным торжеством, близким сердцу истинного патриота, что она должна была быть празднована общественным признанием». Кроме этой, так сказать, заказной публикации, выставка имела широкий отклик в печати обеих столиц. Появились даже специальные отдельные издания. Сергей Глинка восторженно писал об этом празднике промышленности, которая «есть душа жизни внутренней и общей»: «У русских граждан есть руки, есть ум, есть душа, есть готовность служить общему делу. Посмотрите на выставке, какая сердечная ревность выказывается на лицах их».

Выставка имела большой успех у московской публики. За 19 дней ее посетило более 125 тысяч человек, что свидетельствует о значительном к ней интересе. Посетителей привлекало не только любопытство, но и возможность приобрести там товары хорошего качества по невысокой цене. Большая часть экспонатов была продана. Кстати, для императорского двора на выставке было куплено изделий художественной промышленности на сумму 26 799 рублей 15 копеек.

После осмотра экспозиции экспертами, членами комитета выставки и Мануфактурного совета лучшие участники были представлены к наградам. Всего было выдано 12 больших и 28 малых золотых медалей, 32 больших и 70 малых серебряных медалей, 8 участников приобрели право помещать изображение государственного герба на вывесках и изделиях, 8 получили особые награды – ордена и звания коммерц- и мануфактур-советников и 14 – золотые медали на орденских лентах. Представление о наградах направлялось царю «на высочайшее воззрение». Несмотря на то, что в постановлении комитета министров говорилось лишь только о малых золотых медалях, Д.В. Голицын представил список экспонентов для награждения, в том числе и большими золотыми медалями, принимая во внимание их «особые заслуги и усердие». Все награды были утверждены Николаем I.

После окончания выставки Министерство финансов предложило экспонентам, награжденным золотыми и серебряными медалями, доставить в Музеум Департамента мануфактур и внутренней торговли образцы изделий, за которые были присуждены награды.

Первая мануфактурная выставка в Москве стала значительным событием в общественной жизни первопрестольной. Подводя итоги ее работы, москвичи подчеркивали, что она не уступала предыдущей Петербургской выставке 1829 г.

В Доме Благородного собрания проходили и последующие всероссийские мануфактурные выставки 1835, 1843, 1853 и 1865 годов, организованные правительством. С каждой выставкой менялась структура тематического деления экспозиции и увеличивалось количество участников. Увеличение количества экспонатов от смотра к смотру привело к тому, что Дом Благородного собрания становится тесным для размещения экспозиции. Вот тогда появляются первые предвестники временной выставочной архитектуры в виде различных деревянных пристроек – галерей и навесов. При организации ХШ Всероссийской мануфактурной выставки1865 г.­ к Дому Благородного собрания были сделаны дополнительные деревянные пристройки со стороны Георгиевского переулка и Большой Дмитровки.
  • Tweet This
К 140-летию Всемирной выставки в Филадельфии
К 85-летию открытия комплекса Всесоюзной строительной выставки в Москве
К 75-летию Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году
 
 
К 100-летию Международной выставки садоводства в Санкт-Петербурге в 1914 году
От Эйфелевой башни до галереи машин
 
№ 71 Ноябрь-Декабрь 2016
Опрос
Как скажется вступление России в ВТО на выставочной отрасли?