Любовь Фроликова

Ослепленная солнцем

Юлия Вербицкая, российский меценат, коллекционер, Третейский судья
 
Что есть гениальность? В чем разница между гениальностью и безумием? И чем нас так притягивает как первое, так и второе?
Талантливым художникам в СССР жилось нелегко. Советское общество ограничивало полет творчества жесткими рамками соцреализма, когда быть «иным» означало лишиться всех возможных благ. Как правило, у всех творческих людей хватало адекватности и практичности свои творческие поиски скрывать. Только очень смелые или безрассудные нарушали неписаные правила советской действительности.

Наша героиня Любовь Васильевна Фроликова родилась в 1949 году в Брянской области. С детства была странной, имела склонность к рисованию и, несмотря на свой нежный возраст, осознанно посвятила жизнь служению капризной музе художников.

Окончив в 1971 г. Орловский художественный институт, девушка последовала зову своей души — ее манил потерянный рай, таинственный Восток, ярко-желтый цвет солнца и песка, красные горы. Будучи студенткой, она объехала многие республики СССР и, может быть именно во время

студенческих сборов, попала в знойный и гостеприимный, горный, шумный восточный Таджикистан. Потом она много говорила своим ученикам, что для ее творчества необходимо особое солнце, которое есть только в горах.

Жизненный путь художницы был недолгим. Гражданская вой-

на в Таджикистане лишила ее возможности преподавать, и вместе с профессией ушло и адекватное восприятие и принятие жизни. Любовь Васильевна заболела. Психическое заболевание быстро прогрессировало, и, по воспоминаниям последних свидетелей, видевших ее, сидела она на душанбинском базаре, босая, простоволосая, и рисовала, рисовала, рисовала... За горстку риса, за кусочек хлеба... Жизнь ее трагически закончилась в 2002 году. Но осталось творчество. Пронзительно-ясное. Как будто видела она самую душу зрителя и находила живописные средства, чтобы обратиться к ней напрямую.

Одно из самых известных ее произведений «Лето в Такобе» ослепляет интенсивностью красок: оранжевая земля, желтые крыши, розовые горы. На первом плане лицо девочки тонко выписано. Европеоидные черты лица, ясные глазки, высокий лоб и странное, отрешенное выражение миловидного личика. Казалось бы, позитивная работа. Но что-то беспокоит, не дает воспринять работу так однозначно радостно. При внимательном рассмотрении видим: девочку окружают фигурки людей, и все их внимание сосредоточено на ней. Даже самая дальняя фигурка — женщина в красном платье, подметающая двор, буквально вывернулась, чтобы посмотреть на нее. Они все ее окружают, но при этом не спешат впускать в свой круг. Она изгой. Впрочем, одиночество, похоже, не тяготит девочку. Возможна, но эта работа таит в себе те эмоции, которые переживала и сама художница.

В ее холстах так много неразгаданных загадок, символов и недосказанности, что множество известных мне коллекционеров ищут некоторые ее работы но зачастую, не могут найти. Сейчас известно не более 40 сохранившихся картин Фроликовой. Во время гражданской войны в Таджикистане многие ее работы были порваны, сожжены. Даже те, которые удалось достать мне, серьезно пострадали. Например, несчастная девочка на полотне «Лето в Такобе» была мишенью. Когда работа пришла ко мне, я ужаснулась. Лицо девочки было все в дырочках — вандалы играли в дартс и метили в нарисованное лицо и глаза, как в центр мишени. Но работа выжила! Профессиональные реставраторы ее подлечили, и теперь она с успехом участвует в экспозициях.

Часто бывает так, что судьба работ складывается много удачнее судьбы художника. В качестве примера можно вспомнить другого безумного гения — Ван Гога. Однако Любовь Васильевна более схожа судьбой с Гогеном: так же искала потерянный рай, также нашла, также, как он, отдала ему душу и оставила после себя сияние на холстах.
  • Tweet This
Опрос
Как скажется вступление России в ВТО на выставочной отрасли?