ЗЕМЛЯ ЛЮДЕЙ К 50-летию проведения Всемирной выставки в Монреале в 1967 году

 



 





Всемирная выставка 1967 года проводилась в Монреале в честь столетия Канадской конфедерации с 28 апреля по 29 октября. Она стала одной из самых успешных всемирных выставок ХХ века.





 





В ней приняло участие 68 стран. Девизом выставки стало название известной книги французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери – «Земля людей», а графическим символом – изображение в круге взявшихся за руки людей, как призыв к дружбе между всеми людьми планеты. На ЭКСПО-1967 был установлен рекорд посещения в течение одного дня. Это произошло на третий день, когда на выставку пришло 569 тыс. посетителей. Всего за время работы выставки её посетило более 50 миллионов человек.





Выставка разместилась на островах и берегах реки Святого Лаврентия в портовой части города на площади более 400 га. Разбросанность территории выставки потребоваласоздания серьезной транспортной инфраструктуры. Были построены монорельсоваяжелезная дорога и метрополитен под рекой со станциями в нескольких пунктах  обширного комплекса. Большие работы провели по благоустройству и озеленению территории, где высадили более 8 тыс. взрослых деревьев и десятки тысяч кустарников, устроены фонтаны, пруды и протоки. 





«Экспо-67»  продолжила традицию строительства уникальных архитектурных сооружений. Здесь были построены свыше ста национальных павильонов, а также промышленных фирм и международных организаций. Большинство из них демонстрировали самые смелые и концептуальные  тенденции мировой архитектуры.Архитектурным символом выставки стала 12-этажная живописная и пилообразная в плане композиция из 354 железобетонных объемных блоков (арх. Моше Сафди). Это бруталистическое сооружение представляло собой многоквартирный жилой дом будущего и  получило название – «Жилище – 67» («Habitat – 67»). Каждая из 146 квартир являлась как бы отдельным домом с одной или двумя террасами.





Наибольший интерес представляли национальные павильоны, среди которых выделялись павильоны Канады, США, ФРГ, Японии, Франции, Великобритании и СССР. Павильон Канады представлял собой перевернутую пирамиду – «катимавик» - «место встреч», напоминавшее театр под открытым небом. Канада, как страна организатор всемирного смотра была представлена еще и павильонами отдельных провинций.





Павильон США представлял собой огромную прозрачную сферу диаметром 80 м из легких трубчатых элементов, построенный по проекту выдающегося американского инженера Р.Б. Фуллера. Его имя стало известно нашим соотечественникам  после проведение американской национальной выставки “Промышленная продукция США” в1959 г. в Москве в парке Сокольники. «Гвоздем» выставки тогда стал круглый павильон, перекрытый ажурным решетчатым куполом  золотистого цвета. «Геодезический купол» из стали, дюралюминия и стекла имел диаметр  64 м и высоту   30 м. Особое качество американскому павильону в Монреале придало то, что монорельсовая дорога проходила через его интерьер.





При возведении павильона ФРГ были применен принцип шатровых покрытий. Внешне такая конструкция напоминает маскировочную сеть, накинутую на нескольких стойках-опорах. Преимущества таких покрытий заключаются в значительном выигрыше веса конструкции и небольшом количестве опор. Тентовая крыша в 3-5 раз легче обычной конструкции покрытия. Синтетическая ткань тента была выдержана в цветах национального флага ФРГ. Экспонаты размещались на полу и на высоких металлических подиумах-этажерках, поднимавшихся террасами под шатрами. Павильон построен по проекту известного архитектора и инженера Фрея Отто.





Павильон Японии был собран из тонкостенных металлических квадратных труб по принципу деревянных рубленных домов. Павильон состоял из нескольких объемов,  связанных в один комплекс.





Самым большим национальным павильоном стал павильон СССР. Он располагался в северной части острова Нотр-Дам на территории площадью 1,6 га. Авторы проекта павильона  архитекторы М. В. Посохин, А.А. Мндоянц, Б.И. Тхор, инженер-конструктор А. Кондратьев. Главный художник павильона Р. Кликс, при участии архитектора В. Макаревича. Скульптурный символ «Серп и молот» перед входом в павильон выполнен скульптором  Н. Брацуном. Архитектурный замысел сооружения построен на единстве архитектурных и конструктивных решений. Консольная, стремительно поднимающаяся кровля размером 142 на 67 м покоилась на двух V- образных опорах. К этой прогибающейся кровле были подвешены перекрытия экспозиционных залов и антресолей. Отсутствие опор в плоскости фасада, консольные свесы перекрытий, большие плоскости стекла, изящная кривизна покрытия в сочетании с хорошо продуманными светотехническими эффектами создавало ощущение легкости здания. Западная пресса единодушно нарекла павильон СССР «летящей крышей».





Обширная экспозиция  СССР состояла из 10 тыс. экспонатов, свидетельствующих об успехах всех отраслей народного хозяйства  самой большой по территории страны в мире. Среди самых знаковых экспонатов можно назвать  карту электрификации СССР, макеты Красноярской ГЭС и первой в мире атомной электростанции, термоядерной установки «Токомак» и гигантского ускорителя в Серпухове. Большой интерес вызывала модель сверхзвукового авиалайнера Ту-144. Наряду с этим традиционно были представлены и произведения народных промыслов, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, которые пользовались большим успехом.





В экспозицию было включено много действующих моделей, выполненных с большой изобретательностью. Несколько десятков автоматически включающихся киноаппаратов знакомили посетителей достопримечательностями нашей страны. Функциональная схема павильона тесно увязана с общим сценарием показа экспозиции, отдельные участки которой подчеркнуты архитектурными фрагментами и деталями смыслового содержания экспозиции.





На первом этаже размещались экспозиционный зал «Океан», кинотеатр на 660 мест и ресторан на 1350 посадочных мест. Кинотеатр был оборудован для просмотра широкоэкранных и широкоформатных фильмов, его зал использовался также и для показа мод. Кроме основного зала ресторана, размещенного в северной части павильона, здесь в трех различных  уровнях работали  еще кафе-мороженое, шашлычная, кондитерская, бар, зал вин и напитков, буфет и банкетные залы. 





На втором этаже, размещенном на высоте 8,6 м от уровня земли, находился основной экспозиционный зал «Земля». С этого уровня можно было попасть на антресоли, где находилась экспозиция «Космос». На верхних антресолях в подвешенной закрытой капсуле чечевичной формы диаметром 20 м функционировал зал межпланетных путешествий. Необычный дизайн интерьера «Космического зала», 67 качающихся креселс пристяжными ремнями, демонстрация кинопрограммы «Полет внутри спутника вокруг земли и луны» создавали ощущение полета и пользовались огромным успехом у посетителей. Все этажи и антресоли павильона были оснащены эскалаторами и лестницами, расположенными на основных трассах движения посетителей. 





Советский павильон оказался  самым посещаемым.  Он привлёк около 12 миллионов посетителей. Вторым по посещаемости стал павильон Канады - 11 миллионов человек. Американский павильон посетили  9 миллионов человек. Он стал третьим по посещаемости.





После выставки советский павильон был демонтирован и заново установлен на территории ВДНХ, где он находится и по сей день. 





Интересно, что «Экспо-67» могла  пройти в Москве в пятидесятую годовщину Октябрьской революции. В 1961 и 1962 году были проведены два тура конкурса на проектирование генерального плана территории Всемирной  выставки 1967 г. в Москве (ЭКСПО-1967). Предполагаемые масштабы выставки были поистине грандиозными по своему размаху. Она должна была превзойти все предыдущие смотры в мире по размерам территории, числу посетителей и стран-участниц. Конкурсы сыграли важную роль в формировании концепции новой выставочной архитектуры в нашей стране. Смещение Хрущёва в 1964 г. и  экономические трудности не позволили реализовать эти утопичные проекты. СССР отказался от проведения дорогостоящей выставки, и она переехала в Канаду. 





Всемирные выставки, начиная с первой Лондонской 1851 года, были местом демонстрации достижений человеческого гения. Они и сегодня являются местом соперничества разных стран в деле прогресса техники и науки, культуры и искусства. Строительство национальных павильонов  на этих смотрах было и остается своеобразным соревнованием зодчих, демонстрирующих достижения своих народов в области архитектуры и строительства.





 





Юрий Никитин, профессор ПГУПСа

  • Tweet This
Опрос
Как скажется вступление России в ВТО на выставочной отрасли?